ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

4

В Российской Федерации осуществляются несколько видов контроля (надзора): федеральный государственный контроль (надзор), осуществляемый федеральными органами государственной власти (Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Росреестр и др.); региональный государственный контроль (надзор), осуществляемый региональными органами государственной власти (Государственная жилищная инспекция Нижегородской области, Министерство промышленности и торговли Нижегородской области, Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области и др.); муниципальный контроль, осуществляемый муниципальными органами власти (Администрация Гагинского муниципального округа Нижегородской области).

С необходимой информацией о перечне обязательных требований, подлежащих федеральному государственному и региональному государственному контролю, Вы можете ознакомиться на Портале контрольной (надзорной) деятельности по адресу https://nn-knd.ru.

Цель создания данного портала – профилактика нарушений обязательных требований и снижение административного давления на бизнес.

Вся информация и сервисы Портала  сгруппированы по трем разделам:

1.     Информационный портал.

2.     «Прозрачный контроль».

3.     «Цифровой центр консультаций».

Информационный портал сосредоточил в себе разнообразную информацию, связанную с деятельностью органов контроля. Здесь хозяйствующие субъекты могут:

1.     Ознакомиться с перечнем контрольных органов и видов контроля.

2.     Посмотреть актуальные новости в сфере контроля (надзора).

3.     Найти ответы на  наиболее частые вопросы и перечень типовых нарушений.

4.     Прочитать нормативные акты и получить информацию о публичных обсуждениях результатов правоприменительной практики.

Особый интерес может представить определение категорий риска по ИНН организации или индивидуального предпринимателя. Для этого в разделе «Информация» / «Оценка категории риска» в строке поиска нужно указать ИНН и через минуту сформируется перечень категорий риска, присвоенных организации (ИП) по региональным видам контроля (надзора).

По каждой категории предоставлена информация о периодичности проведения плановых контрольных мероприятий и перечне критериев, по которым контролируемое лицо попадает в эту категорию.

Сервис «Прозрачный контроль».

Он предназначен для взаимной оценки контрольных органов и бизнеса.

Его цель - повышение прозрачности работы органов власти, получение обратной связи от контролируемых лиц и снижение административного давления.

С другой стороны – это способ повышения добросовестности соблюдения обязательных требований и партнерства с контрольными органами.

Зарегистрированные на Портале КНД   контролируемые лица по желанию могут поставить оценку контрольному органу по итогам взаимодействия с ним, в том числе по итогам проведенных контрольных или профилактических мероприятий.

Оценка проводится по 10-балльной шкале. При выборе низкой оценки (5 и менее баллов) система запросит указать причину недовольства и при  необходимости можно предоставить какие-либо документы. Без объяснений низкую оценку поставить нельзя.

Это поможет органам контроля скорректировать  свою деятельность по следующим направлениям: клиентоцентричность, компетентность, приоритет профилактики перед контролем, современность подходов к работе, уровень административной нагрузки.

Но и сами контрольные органы могут поставить оценку организациям и предпринимателям по результатам проведенных мероприятий. Оцениваться будет добросовестность соблюдения обязательных требований, достоверность предоставляемых сведений, партнерство и этичность взаимоотношений с контрольным органом.

Оценка также ставится по 10-балльной шкале, аналогично присутствует обязанность объяснить причины низкой оценки.

Все оценки появляются в личных кабинетах пользователей. По результатам оценки на главной странице Портала КНД формируется рейтинг контрольных органов и контролируемых лиц.

Сервис «Цифровой центр консультаций».

  Он позволяет зарегистрированным пользователям записаться на консультацию в органы контроля и юридические организации.

Для этого контрольные органы и консалтинговые компании создают график консультаций на предстоящий месяц с указанием даты и времени консультаций, сотрудника, кто будет ее проводить, и направления консультации.

Организация или индивидуальный предприниматель в личном кабинете выбирает орган или юридическую компанию, сотрудника, дату и время и записывается. В назначенное время консультация будет оказана.

По ее итогам заявитель может также поставить оценку и указать причины недовольства. 

Информация о консалтинговых компаниях и  их сотрудниках  представлена в  соответствующих разделах на Портале.

Также по итогам оценок будет формироваться рейтинг органов контроля и консалтинговых компаний.

Вся информация и сервисы Портала КНД доступны в мобильном приложении КНД.ОНЛАЙН. Его можно скачать из магазина приложений RuStore.

Одной из особенностей приложения является возможность оценить контрольное мероприятие регионального контрольного органа через QR-код мероприятия из ЕРКНМ. Предприниматель сканирует код, и информация о мероприятии появляется в его личном кабинете для оценки.

В целях уменьшения административного давления на бизнес Правительством РФ принято Постановление №336 от 10.03.2022 года «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», в соответствии с которым фактически все контрольно-надзорные мероприятия с взаимодействием с контролируемыми лицами в отношении юридических и физических лиц в 2024 году оказались под запретом. Законодателем предполагается презумпция добросовестного поведения предпринимателями при ведении бизнеса. В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в настоящее время в приоритете для контрольно-надзорных органов должны быть профилактические мероприятия (информирование, консультирование, беседы).

Проверить свою предпринимательскую деятельность на предмет соблюдения всех обязательных требований, включая требования федерального законодательства, законодательства Нижегородской области, законодательства Гагинского муниципального округа Нижегородской области, Вы также можете в сети «Интернет» на сайте Самопроверка.РФ, использую сервис Электронного Инспектора.

  

Администрацией Гагинского муниципального округа в рамках предоставленных полномочий в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и утвержденными положениями о видах муниципального контроля осуществляются муниципальный земельный контроль, муниципальный жилищный контроль, муниципальный контроль в сфере благоустройства и муниципальный контроль на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве.   

       При осуществлении бизнеса предприниматели так или иначе являются участниками правоотношений в сфере муниципального земельного контроля, муниципального контроля в сфере благоустройства.

Обязательные требования земельного законодательства, соблюдение которых подлежит муниципальному земельному контролю.

п.2 ст.7. Земельного кодекса РФ:

Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.

п.1 ст.26 Земельного кодекса РФ:

Права на земельные участки удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

 

За самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, ст.7.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

За административные правонарушения, предусмотренные ст.7.1. КоАП РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

        За использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, ст.8.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

 

Обязательные требования законодательства в сфере благоустройства, соблюдение которых подлежит муниципальному контролю в сфере благоустройства.

п.1.1. Правил благоустройства территории Гагинского муниципального округа Нижегородской области:

1.1.Содержание территорий земельных участков включает в себя:

1) ежедневную уборку от мусора, листвы, снега и льда (наледи);

2) обработку противогололедными материалами покрытий проезжей части дорог, мостов, улиц, тротуаров, проездов, пешеходных территорий;

3) сгребание и подметание снега;

4) вывоз снега и льда (снежно-ледяных образований);

5) содержание и уборку дорог и других объектов улично-дорожной сети;

6) установку и содержание в чистоте и технически исправном состоянии контейнерных площадок, контейнеров для всех видов отходов, урн для мусора, скамеек, малых архитектурных форм и прочего;

7) уборку, мойку и дезинфекцию мусороприемных камер, контейнеров, бункер-накопителей и контейнерных площадок;

8) установку и содержание в чистоте и технически исправном состоянии стационарных туалетов и биотуалетов;

9) отвод дождевых и талых вод;

10) сбор и вывоз мусора и ТКО;

11) удаление трупов животных с территории дорог и иных объектов улично-дорожной сети;

12) полив территории для уменьшения пылеобразования и увлажнения воздуха;

13) обеспечение сохранности зеленых насаждений и уход за ними;

14) восстановление территорий после проведения строительных, ремонтных, земляных и иных работ;

15) восстановление нарушенных элементов благоустройства после строительства, реконструкции и ремонта объектов коммунального назначения, коммуникаций (сооружений), дорог, железнодорожных путей, мостов, пешеходных переходов, проведения реставрационных и археологических работ и других земляных работ;

16) содержание смотровых колодцев и дождеприемников (ливневая канализация), колодцев подземных коммуникаций (сооружений) в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93;

17) очистку водоотводных канав на прилегающих территориях частных домовладений;

18) содержание в технически исправном состоянии объектов незавершенного строительства, заборов, ограждающих строительные площадки. Объекты незавершенного строительства, на которых не ведутся работы, должны быть закрыты строительными сетками либо декоративными баннерами или баннерами социальной рекламы.

 

п.1.2.Правил благоустройства территории Гагинского муниципального округа Нижегородской области:

1.2.Содержание фасадов зданий, сооружений

1.2.1.Правообладатели зданий, сооружений обязаны обеспечить надлежащее их содержание, в том числе по своевременному производству работ по ремонту и покраске зданий, сооружений, их фасадов, а также поддерживать в чистоте и исправном состоянии расположенные на фасадах памятные доски, указатели улиц (в том числе переулков, площадей), номерные знаки, вывески и информационные таблички.

1.2.2.К зданиям и сооружениям, фасады которых определяют архитектурный облик сложившейся застройки поселения, относятся все расположенные на территории поселения (эксплуатируемые, строящиеся, реконструируемые или капитально ремонтируемые):

1) здания административного и общественно-культурного назначения;

2) жилые здания;

3) здания и сооружения производственного и иного назначения;

4) постройки облегченного типа (торговые павильоны, киоски, гаражи и прочие аналогичные объекты);

5) ограды и другие стационарные архитектурные формы, размещенные на прилегающих к зданиям земельных участках.

 

п.1.2.14.Правил благоустройства территории Гагинского муниципального округа Нижегородской области:

1.2.14. На территории поселения запрещается:

1) ломать и повреждать элементы обустройства зданий и сооружений, памятники, мемориальные доски, деревья, кустарники, малые архитектурные формы и другие элементы внешнего благоустройства на территориях общего пользования, а также производить их самовольную переделку, перестройку и перестановку;

2) наносить надписи, рисунки, расклеивать и развешивать какие-либо объявления и другие информационные сообщения на остановочных пунктах, стенах, столбах, заборах (ограждениях) и иных, не предусмотренных для этих целей объектах. Организация работ по удалению надписей, рисунков, объявлений и других информационных сообщений возлагается на собственников, владельцев, пользователей указанных объектов;

3) складировать и хранить движимое имущество за пределами границ и ограждений своих земельных участков, находящихся в собственности, владении, пользовании;

4) размещать и складировать тару, промышленные товары и иные предметы торговли или объекты, не предусмотренные действующим законодательством и муниципальными правовыми актами, на тротуарах, газонах, дорогах, на контейнерных площадках и прилегающих к ним территориях;

5) строительство, в том числе временных, хозяйственных, бытовых строений и сооружений, изменение фасадов зданий, реконструкция, а также возведение пристроек в нарушение требований Градостроительного кодекса Российской Федерации, нормативно-правовых актов органов местного самоуправления.

 

За нарушение требований к надлежащему состоянию и содержанию объектов, установленных нормативными правовыми актами области и (или) муниципальными правовыми актами в сфере обеспечения чистоты и порядка, благоустройства, ст.3.1. Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до восьми тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

За размещение, хранение на территориях общего пользования материалов, сырья, продукции (товаров), тары, механизмов, оборудования, конструкций вне специально отведенных для этих целей мест и иных разрешенных для этого мест, а равно длительное (свыше 7 дней) хранение топлива, удобрений, строительных и других материалов на уличной стороне домовладения, ст.3.8. Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей.

За нарушение требований к надлежащему состоянию и содержанию нежилых зданий, строений, сооружений, ограждений (заборов), временных объектов, фонтанов, установленных нормативными правовыми актами области и (или) муниципальными правовыми актами в сфере обеспечения чистоты и порядка, благоустройства (за исключением наличия надписей и рисунков, нанесенных с использованием техники граффити), статьей 3.9. Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде предупреждения или административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

 

В своей работе при осуществлении контрольной деятельности администрация также делает акцент на предупреждение совершения правонарушений, их профилактику, проводя беседы требований с контролируемыми лицами, включая предпринимателей, о необходимости соблюдения обязательный, информируя в социальных сетях и других интернет-ресурсах о подлежащих контролю обязательных требованиях и способах их соблюдения.

 

С информацией о полном перечне обязательных требованиях в сферах деятельности, подлежащих муниципальному контролю, правовых актах и иных документах в сфере контроля Вы можете  ознакомиться на сайте администрации в сети «Интернет» по адресу: https://gagino.nobl.ru/activity/14604/ , в разделе «Муниципальный контроль».

По всем возникающим вопросам соблюдения обязательных требованиях, мероприятиях, осуществляемых в рамках муниципального контроля, заинтересованные лица могут получить необходимые консультации в удобной форме (личный прием, телефонная связь и пр.) у сотрудников администрации, осуществляющих соответствующие виды муниципального контроля.

Кроме того, информируем предпринимателей о возможности прохождения опроса об административном давлении на бизнес по ссылке: https://nn-invest.ru/surveys/vote/?id=12